Минфин планирует сократить расходы на региональных чиновников
Министерство финансов России предлагает поменять методику по определению объемов расходов на органы власти в регионах. Она приведет к сокращению трат в неэффективных субъектах, говорят эксперты.
Из базы по расчету предельных расходов регионов на органы государственной власти следует исключить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и доходы, за счет которых формируются дорожные фонды субъектов. Такое предложение содержится в проекте Постановления Правительства, которое подготовил Минфин.
При прочих равных это означает, что планка расходов на содержание чиновников в регионах понизится. Напомним, к расходам на органы власти относятся зарплаты чиновников, деньги на транспорт для них, на содержание офисов и т.д.
Методика расчета нормативов по расходам на региональных чиновников была утверждена еще в 2014 году, сейчас она учитывает прогнозируемый объем собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, расходы на зарплату чиновников и отдельно — прочие расходы.
Чем меньше доходная база региона, тем ниже максимально допустимый размер трат на содержание органов госуправления, следует из формулы. Нормативы по этому показателю правительство будет устанавливать ежегодно, согласно проекту Минфина.
Из формулы, во-первых, исключат дотации на выравнивание обеспеченности — они предоставляются регионам, у которых налоговые доходы в расчете на одного жителя субъекта ниже среднего по России уровня.
Во-вторых, из методики уберут доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и от транспортного налога (из них формируются региональные дорожные фонды). Превысить норматив по расходам на чиновников будет разрешено тем регионам, у которых консолидированные доходы за год снизились более чем на 5%.
Сократить расходы на госуправление предлагает Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, который разрабатывает экономическую программу для Президента. Сейчас траты на функционирование госаппарата составляют 2,5% в общем объеме госрасходов, их долю необходимо снизить до 1,74%, считают в ЦСР. Число чиновников нужно снизить на треть (с 148,5 до 103,6 на 10 тыс. человек).
Сам Кудрин говорил, что это позволит снизить издержки на госуправление на 0,3 п.п. ВВП.
В проекте есть оговорка о том, что в расходах на содержание органов госвласти не учитываются траты на материальное стимулирование госслужащих, «внесших существенный вклад в достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию субъекта» (поощрять их будут за счет трансфертов из федерального бюджета). Поэтому сумма, формально сэкономленная на госаппарате за счет изменения методики, «в конечном счете вернется в регионы, но уже как материальное поощрение за достигнутые успехи».
Соответственно, если успехов в каком-либо регионе не будет, то, возможно, федеральный центр не простимулирует местных чиновников.
Другими словами, расходы на региональных чиновников будут состоять из двух частей: «постоянной», которая рассчитывается по измененной методике, и «переменной» — материальное стимулирование со стороны федерального центра.
Сильнее всего гарантированная составляющая уменьшится у регионов с большой долей дотаций, доходов от акцизов и транспортного налога.
Норматив по аппаратным расходам для каждого региона свой. Сейчас Правительство страны при его определении делит субъекты на несколько групп и подгрупп по таким критериям, как индекс бюджетных расходов (размер трат относительно среднего по России), средняя зарплата, плотность населения.
Самое масштабное потенциальное сокращение может произойти в Ингушетии (-75%), Туве (-74%), на Алтае (-69%), в Дагестане (-68%) и Чечне (-64%).
Меньше всего, по расчетам АКРА, пострадают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалин, Москва, ХМАО и Санкт-Петербург.
СМИ