Педагогическая династия: три поколения преданности учительскому делу семьи Абдулбасировых
Человек всегда учится лишь у тех, кого любит.
Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями…
Иоганн Вольфганг Гёте.
Продолжаем наш цикл рассказов о замечательных жителях Кизилюрта в рамках празднуемого Года семьи и знакомим вас с педагогической династией семьи Абдулбасировых. С первых уст о своей прекрасной семье расскажет одна из дочерей Аишат и Магомеда Абдулбасировых Патимат, получившей по ее словам дар учительский в наследство.
“Педагогическая династия. Она может образоваться лишь тогда, когда в семье кто-либо внушает любовь к работе педагога. В моей семье этим человеком была моя мама – Мамедова Айшат Набиевна.
В далеких 70-х годах прошлого века, окончив 8 классов Советской средней школы Советского района, молодая девушка еще не знала,как сложится ее дальнейшая жизнь, если бы не весть по селу, что приехали с Буйнакского педагогического училища (в то время оно называлось Аварским педучилищем) набирать девочек-абитуриенток. Айшат сдала экзамены по русскому языку и математике и прошла конкурсный отбор. Училась с 1974 по 1978 год. Первые уроки практикантка в городских школах проводила на «4» и на «5». Замечания и пожелания методистов и педагогов остались в памяти навсегда. Окончив педагогическое училище в 1978 году,поступила на работу по распределению в селение Урада Советского района пионервожатой. Руководство школы,увидев работу молодого специалиста, где она замещала, доверило ей класс. Она заряжала своей ответственностью и работоспособностью ребят. Таким образом мама поработала в Урадинской школе 4 года. Она до сих пор рассказывает о доброжелательном отношении сельских жителей, как родители учеников помогали дровами, приносили свежеиспеченный хлеб, сыр,молоко и даже помогали присматривать за мной-первенцем. Получив определенный багаж опыта, перешла на работу в Советскую среднюю школу Советского(ныне Шамильского) района. Требовательный руководитель Гитинов Алимагомед, методически подкованный, проработавший много лет учителем, заместитель директора Гусен Дибирович сковали из молодого специалиста педагога высшей категории. Мама рассказывает, как на разные этапы неожиданно на урок заявлялись то директор, то заместитель. В конце недели обсуждались посещенные уроки, и она всегда получала отличную оценку.
По ее словам, учитель во всем должен быть примером для подражания. Если ты от ребенка требуешь чего-то, то, в первую очередь, самому необходимо соблюдать все. Ребенок, как в зеркало, смотрит на педагога. Совместные открытия, доверительная обстановка являются основой работы. Когда я в детстве заходила к маме в класс, то всегда видела её в окружении учеников. Они не хотели отпускать её, значит, им интересно быть вместе.
Смысл жизни учителя и итоги его труда в том, какими станут его ученики. А их очень много! Больше 40 лет стажа, сотни учеников. Очень дружные классные коллективы, которые периодически организовывают встречи выпускников и приглашают свою первую учительницу. И все они для нее малыши, как когда-то много лет назад. Несколько поколений на счету мамы, как же она радуется встрече с ними. Умеет мама сочетать строгость и доброту, откровенность и осторожность.
Маме 63 года, она до сих пор работает в школе и является одним из лучших педагогов района. Является руководителем методического объединения учителей начальных классов Шамильского района.Умело ведет наставническую работу с молодыми специалистами. Является почетным гостем на всех культурных и общественных мероприятиях.
Немаловажную роль в выборе мною профессии учителя сыграл и отец. Рамазанов (более известен как Басирович) Магомед Абдулбасирович. В настоящее время работает методистом МКУ “Отдел образования» МО “Шамильский район”. В школе он работал всего несколько лет, но трудовая деятельность неразрывно связана с учителями и учащимися.
Окончив Избербашское педагогическое училище в 1978 году, по распределению поехал работать в Урадинскую среднюю школу Советского района. С первых дней молодой учитель стал любимцем не только учеников и коллег по работе, но и сельчан. В школе не бывало ни одного мероприятия, где бы он и его ученики не принимали участия. Девизом в работе у отца было: «В ребенке надо воспитать человека, знания он сам приобретет».
В 1980 году назначили старшим пионервожатым в Советской средней школе Советского (Шамильского) района. За период работы успел принять участие в нескольких республиканских и общероссийских слетах и конференциях.
С 1984 по 1989 года работал директором фильмотеки. Опять работа связана с педагогами. Прошел курсы повышения квалификации в Москве, сам проводил семинары с учителями, ознакамливая их с новинками технических средств обучения.
В Дагестанский педагогический институт мои родители поступили заочно и одновременно окончили факультет начальных классов.
С 1989 года по настоящее время занимает должность методиста управления образования в Шамильском районе. Много посещенных уроков, помощь учителям, инспекторская работа. Он также курирует работу школьных библиотекарей района. Знает, сколько учебников в какой школе и где необходимо пополнить запас.
Принимает активное участие в общественной жизни района, села Хебда. Ни одно спортивное мероприятие не обходится без его судейства. В культурных мероприятиях тоже ему отведена особая роль.
Всю свою сознательную жизнь я видела, как отец принимает участие в воспитании подрастающего поколения района, нет человека, кто бы его не знал и не уважал.
Видя такое отношение к родителям со стороны односельчан, их слаженную работу в образовании, дети не могли не выбрать профессию учителя. Так и я, окончив 9 классов с отличием в родной школе, решила поступить в педагогический колледж в городе Буйнакске. Никогда не забываю первые уроки, к которым готовилась, заучивая конспекты наизусть, а через некоторое время поняла, что в первую очередь надо найти подход к детям и азы предмета проще до них довести, если есть желание у ребят воспринимать эту информацию. Спустя три года,поступив заочно в Дагестанский государственный педагогический университет,пришла на работу в Хебдинскую среднюю школу.
И вот она, школа.Растерянность и радость одновременно. В работу ушла с головой. Мне дали первый класс. Первый раз в школе они и я –новичок. Помню, как готовилась к первым урокам: с мамой расписывала структуру урока, с отцом советовалась об эффективности использования форм, приемов и методов, а сестра выступала в роли учеников. Самое главное в профессии учителя-это любовь к детям. А я полюбила их сразу: беззубых, смешных, плаксивых, любознательных, – всех одинаково. Каждый день, подготавливаясь к уроку, придумывала что-либо, что может их заинтересовать, заинтриговать. Дети встречали у ворот школы, приходили после уроков и выходным домой. Это был незабываемый год в родной школе. Но волею судьбы в 1997-1998 учебном году я уже работала в средней школе №2 г. Кизилюрта. Школа расположена в поселке Бавтугай. Опять у меня первоклашки, те же растерянные и испуганные глаза- 27 пар. Здесь уже мне проще было работать, знала, как и чем завлечь ребят. К каждому уроку готовилась, как к открытому. Карточки, перфокарты, занимательный материал из библиотеки, а затем презентации и тесты, публикации и видеоролики с интернет-сайтов. Всегда искала что-то необычное и интересное для мотивации учащихся. 17 лет работы в школе.Тысячи ученических тетрадей, написано множество конспектов, уроки, классные часы, родительские собрания, сколько побед в различных конкурсах. 4 выпуска учеников. Грамоты и благодарственные письма руководства школы и города. Мои выпускники звонят и пишут, приходят в гости, поздравляют с праздниками. Приятно слышать от них добрые воспоминания о школьной жизни, комментарии и публикации в соцсетях.
Школьный стаж работы прервала работа в управлении образования города. Уже 9 лет работаю и помогаю учителям начальных классов в методических вопросах. Также курирую работу учителей родных языков. Сохранение родного языка– главная цель в моей работе. Часто провожу конкурсы среди учащихся. Ученики и учащиеся наших школ, по курируемым мною предметам принимают участие в республиканских и общероссийских конкурсах и занимают призовые места.
Интерес к работе учителя появился и у младшей сестры Абдулбасировой Разият. Вот уже 24 года она работает учителем начальных классов в Хебдинской средней школе Шамильского района. О сестре я хочу сказать особо: она не просто учитель, а педагог с большой буквы. Рассказы её о школе, учениках, педагогических находках можно слушать часами напролет. Добрая улыбка и требовательный тон совмещены в работе. Постоянно работает над собой, принимает участие в профессиональных конкурсах, является победителем конкурсов муниципального уровня. Прививает любовь к учебе через увлекательные уроки, занятия в предметных кружках, участием в предметных неделях.На уроках у сестры не бывает скучно, потому что каждый ученик занят делом. Умело пользуется интерактивными технологиями, участвует в дистанционных конкурсах и олимпиадах. «Моя профессия самая лучшая,-считает она. -Всевышний не дал мне своих детей, зато ученики любят, как родную мать. Горжусь ими, радуюсь успехам. Приятно видеть, как семена, посаженные мною дают добрые всходы». Работу Разият Магомедовны отмечает руководство школы и района. Награждена грамотами и благодарственными письмами.
Абдулбасирова Аминат, еще одна моя сестра, которая работает в Темиргоевской СОШ учителем аварского языка и литературы. Хаписат, самая младшая в семье тоже выбрала профессию педагога и успешно работает в частной школе «Квант», совмещая работу учителя начальных классов и воспитателя .
Мои родители-педагоги счастливы вдвойне от того, что в семье есть продолжатели учительской династии уже в третьем поколении. Моя дочь Курбаналиева Салихат в этом году с отличием оканчивает ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени Р.Гамзатова» в городе Буйнакск. Как же приятно видеть этот блеск в ее глазах, когда она делится впечатлениями о посещенных уроках. Салихат прошла преддипломную практику на «отлично». Является активной участницей всех культурно-массовых мероприятий колледжа. Мечтает стать не просто педагогом, а педагогом с большой буквы. Буду поддерживать ее во всех начинаниях.
Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, если нет зова души. Профессию в семье выбирают не случайно. Я считаю, в нашей семье это призвание. Педагогической династией нашу семью можно называть потому, что в ней родители и четверо детей педагоги (еще две сестры, о которых я здесь не написала). У них тоже есть падения и взлеты, успехи и стремления.
Семейной традицией является то, что мы ежегодно отмечаем праздник «День учителя». Где бы ни были, стараемся собраться в родительской доме, где отец с гордостью поздравляет нас всех. Мама готовит праздничный ужин. И всегда,когда бы не собирались вместе, у нас одна тема – говорим о работе и учениках.
Учителя– сеятели разумного, доброго, вечного. Я горжусь тем, что я из такой семьи, из династии педагогов, и могу продолжать любимое дело в своих детях.
Учителя не стареют. Они всегда молоды душой. Они всегда влюблены. Так как, для того чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаешь и сильно любить тех, кому преподаешь.
Общий педагогический стаж работы моих родных составляет 122 года.