Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в период действия «моратория» на проверки
С 10 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее- Постановление № 336), которым введены ограничения на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствии с указанным постановлением, в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Однако, в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в качестве исключения допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:
– дошкольное и начальное общее образование;
– основное общее и среднее (полное) общее образование;
– деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;
– деятельность детских лагерей на время каникул;
– деятельность по организации общественного питания детей;
– родильные дома, перинатальные центры;
– социальные услуги с обеспечением проживания;
– деятельность по водоподготовке и водоснабжению;
Иные объекты контроля из Плана проверок Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области – Кузбассу (далее – Управление) на 2022 год исключены (Решение от 14.03.2022 № 1 опубликовано на официальном сайте Управления в сети «Интернет»).
Таким образом, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемых лиц, указанных в решении от 14.03.2022 № 1, Управлением в 2022 году проводиться не будут.
Также, Постановлением № 336 сокращен перечень оснований, по которым может быть проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие.
К таким основаниям (в соответствии со спецификой деятельности Роспотребнадзора) Постановление № 336 относит:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
– при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
– при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
– при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
– в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
б) без согласования с органами прокуратуры:
– по поручению Президента Российской Федерации;
– по поручению Председателя или Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;
– по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
– при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
При этом, Постановление № 336 не ограничивает виды контрольных (надзорных) мероприятий, которые могут быть проведены (при наличии вышеуказанных оснований).
Постановлением № 336 не устанавливаются ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом (без информирования контролируемого лица).
Также, не устанавливается ограничений на проведение профилактических визитов.