Рекомендации по повышению эффективности деятельности по повышению эффективности профилактической работы в образовательных организациях Республики Дагестан, в соответствии с установками председателя
Национального антитеррористического комитета
1. Минобрнауки РД во исполнении рекомендаций аппарата НАК (Алгоритм действий, Типовая модель) по недопущению совершения террористических актов на объектах образования проведен анализ практического реагирования образовательными организациями республики на поступившие анонимные сообщения об угрозе совершения террористического акта.
Так, при получении информации об угрозе террористического акта на объектах образования республики, отмечены (в отдельных случаях) следующие недостатки:
1. Действия сотрудника охраны при получении информации об угрозе террористического акта не отработаны в полной мере, после получения сигнала об угрозе, нажатие тревожной кнопки вызова наряда полиции произведено несвоевременно.
2. Отмечены случаи эвакуации учащихся в безопасную зону без сопровождения преподавателей.
3. При эвакуации детей на объекте образования в безопасную зону, ответственным не проведен расчет по количеству эвакуированных.
4. Двери эвакуационных выходов из зданий, после объявления звукового сигнала о тревоге, открыты несвоевременно.
5. При встрече экипажей оперативных служб задержания сотрудником охраны не доложено о характере угрозы и принятых мерах.
6. Учащиеся из отдельно стоящих корпусов эвакуированы несвоевременно.
7. При завершении эвакуации наличие учащихся в классах не проверялось.
8. При получении информации об угрозе учащиеся эвакуированы на проезжую часть.
9. Сотрудником охраны не зафиксировано время:
– получения сообщения об угрозе террористического акта;
– завершения эвакуации обучающихся;
– прибытие оперативных служб задержания сотрудником охраны.
На основании вышеизложенного Минобрнауки РД рекомендует о необходимости внесения коррективов в планы действий (инструкции) персонала и обучающихся при получении информации об угрозе террористического акта на объектах образования, для учета и недопущения повторных замечаний.
2. В целях повышения эффективности профилактической работы в образовательных организациях Республики Дагестан, в соответствии с установками председателя НАК, Минобрнауки РД в 2023 году, проведена работа по разработке рекомендаций, учитывающие специфику региона по организации деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образования, а именно:
– приказ от 29.03.2023 № 03-02-374/23 «Об утверждении рекомендаций по
организации деятельности по обеспечению антитеррористической
защищенности объектов образования Республики Дагестан»;
– приказ от 24.04.2023 № 03-02-461/23 «Об утверждении рекомендаций по
Алгоритму действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся, а также Модели действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступления террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников»;
– приказ от 24.04.2023 № 03-02-462/23 «Об утверждении Типового плана по
отработке Алгоритмов действий персонала образовательной организации,
работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении
угрозы (угрозе совершения) террористической направленности».
Вышеуказанные приказы размещены на официальном сайте Минобрнауки
РД в разделе «Комплексная безопасность» и доведены до муниципальных
органов управления образованием и руководителей подведомственных
Минобрнауки РД образовательных организаций, для учета и использования в
работе.
В ходе проведения Минобрнауки РД проверок, состояния АТЗ объектов
образования, сообщаем, что, разработанные Минобрнауки РД рекомендации в
образовательных организациях, в некоторых случаях, требуют доработки.
В связи с этим, Минобрнауки РД рекомендует организовать работу по
разработке каждой образовательной организацией с применением
вышеуказанных рекомендаций, с учетом особенности объекта образования, ее
оснащенности инженерно-техническими и иными средствами охраны.
3. В рамках принимаемых мер по исполнению установок председателя
НАК «О дополнительных антитеррористических мерах в условиях проведения
специальной военной операции» (далее – Установки НАК) Минобрнауки РД
издан приказ «О мерах по повышению эффективности организационно управленческой деятельности по исполнению Установок НАК,
предусматривающих принятия дополнительных мер по усилению
антитеррористической защищенности потенциальных объектов
террористических посягательств в 2023 году», в котором руководителям
образовательных организаций поручено организовать дополнительные меры
по усилению антитеррористической защищенности образовательных
организаций, включая проведение на плановой основе инструктажей и
практических занятий по действиям при совершении или угрозе совершения
террористического акта.
Проведённой Минобрнауки РД анализ, по устранению недостатков в
части обеспечения антитеррористической защиты в 2023 году, показал
положительные результаты.
(из 730 нарушений в сфере антитеррористической защищенности,
выявленных в ходе проверок, и замечаний, отраженных в паспортах
безопасности, устранено 417.)
В связи с изложенным, Минобрнауки РД рекомендует продолжить
работу в данном направлении, а именно:
1. Утвердить приказ (дорожную карту, план) об организации на
плановой основе устранения недостатков, выявленных контрольно надзорными органами, в ходе проверок состояния инженерно-технической и
физической защиты объектов, готовности персонала при угрозе совершения
диверсий и террористических актов (далее – Проверки), а также устранения
недостатков, отраженных в паспортах безопасности.
2. Обеспечить проведение в образовательных организаций тренировок,
занятий и инструктажей по отработке алгоритмов действий персонала,
работников, обеспечивающих охрану объектов, и обучающихся при
совершении (угрозе совершения) преступления в форме вооруженного
нападения, в том числе террористической направленности.
3. Провести в рамках комиссионных проверок в образовательных
организациях оценку готовности персонала и работников, обеспечивающих
охрану объектов, вооруженного нападения, в том числе террористической
направленности.
1. В образовательных организациях уже выработалась оптимальная форма
составления планов, включающая характеристики содержания, времени,
формата, возрастной категории обучающихся. Однако нередко в них нет
показателя эффективности проведенного мероприятия. При всем том, что
зачастую невозможно определить после одного мероприятия его результат, а
иногда и опасно требовать такое, чтобы не спровоцировать формализм в работе,
очевидно, что реакция в эмоциональной форме или в форме суждения всегда
есть. В массовой аудитории индивидуальную реакцию фиксировать нет смысла,
но восприятие детьми группы риска необходимо учитывать, ненавязчиво
выявлять.
2. Необходимо с привлечением психологов разработать критерии оценки
восприятия проведенной работы как в рамках отдельного мероприятия, так в
рамках «накопительного» эффекта в течение определенного времени и
фиксировать динамику влияния. По результатам которой корректировать
профилактическую деятельность.
3. в профилактической деятельности необходимо давать приоритет
индивидуальной работа с детьми группы риска, однако делать это необходимо
так, чтобы не выделять их из общей группы.
4. тему для проведения профилактических мероприятий необходимо
выбирать такую, которая носит и информационно-познавательный характер для
всех, и содержит аргументы против наиболее популярных постулатов идеологии
экстремизма. Аргументы, включенные в текст как факт и логически отнесенные
к развиваемой теме, лишенные пропагандистского, убеждающего характера и
подаваемые как факт в ряде случае действуют сильнее, чем прямой призыв.
Объективация аргументов против идеологии экстремизма и терроризма и ввод
их в контекст исторических фактов и реалий затрудняет внешнюю или
внутреннюю полемику для носителя идеологии или заставляет пересмотреть
свои знания, сомнение –шаг в истинном направлении на пути к поиску истины.