В этой связи обозреватель Мухаммад Алимчулов пишет о том, что вербовщики также пользуются протестными настроениями молодых граждан, находящихся в уязвимом социальном положении и страдающих от безработицы, плохих жилищных условий, отсутствия перспектив, неудач в личной жизни и других проблем. Современные реалии требуют принятия всеобъемлющих, продуктивных и скоординированных на международном уровне мер.
В борьбе против радикализма использовать СМИ и интернет
Он также приводит мнение эксперта по этноконфессиональным отношения и идеологическому противодействию экстремизму и терроризму, политолога Мурада Раджабова, который считает, что, используя потенциал массмедиа, следует довести этот контент до широких масс через каналы вещания для массовой аудитории, размещая в сети Интернет, транслируя на страницах популярных пабликов и непосредственно проводя презентации на молодежных площадках – форумах, конференциях, круглых столах и встречах с молодежью.
Для того чтобы в полной мере и эффективно реагировать на вызовы и угрозы экстремистской деятельности, странам, регионам и сообществам следует уделять больше внимания профилактической работе по предотвращению распространения и влияния деструктивных идеологий посредством усиления информационной деятельности, формирующей неприятие ложных идеологий и повышающей сопротивляемость общества, добавляет Алимчулов.
Живые примеры, а не сухая теория
Эксперты «Молодежки» подтверждают остроту этой тематики.
Руководитель Координационного центра ДГУ Магомед Магомедов предупреждает, что адепты радикализма «используют различные инструменты. Они умеют втираться в доверие, умеют изучать объект вербовки, умеют преподносить себя для него как «лучшего друга», который поможет ему решить проблемы, самореализоваться и так далее. И потихоньку продолжается обработка.
Сразу оружие никому в руки не дают и взорвать себя не учат. Это, знаете, как в том фильме: клиента готовят, чтобы он дошел до кондиции».
Эксперт делится и рекомендациями о том, как противостоять этим угрозам:
«Со студентами не нужно говорить на языке сухой теории. Нужны живые примеры, нужны конкретные рекомендации, полезные лайфхаки.
Один из приемов – диалоги в относительно небольших группах, до 30 участников. И стараться ориентироваться и приглашать тех экспертов, которые не читают длинных докладов, а именно общаются, беседуют со студентами. При этом молодой участник должен ощущать себя участником встречи, а не пассивным слушателем.
Эксперту следует воздерживаться от чтения по бумаге тяжелых речей. Сейчас это уже не так распространено, а раньше очень часто бывало: приходит докладчик во-о-от с таким отчетом – и языком канцелярского документа зачитывает длиннющий текст».
Наполнить день юноши полезными делами
А Ольга Чижевская из Сибирского федерального университета сказала в интервью «Молодежке», что считает очень важным, «чтобы молодые люди были «при деле». Чтобы стремление юноши как-то реализовать себя, применить свои способности, свое желание быть причастным к чему-то интересному – чтобы все это не перехватили вербовщики и не использовали в своих целях.
Что это может быть? Да любая полезная альтернатива. Участие в тех или иных проектах – образовательных, творческих, волонтерских. Занятие спортом. Развивающие человека занятия, будь то изучение языка или освоение техники. И так далее.
Иными словами, важно, чтобы его время и энергия применялись с пользой, а не служили тем задачам, которые решают разрушители.
Такой молодой человек, чей насыщенный день полон таких вот дел и полезных увлечений, у него просто не останется времени и желания лазить еще по каким-то опасным сайтам, да еще думать, как к этим экстремистам присоединиться…»
«Кнут и пряник»
Участник проекта «Открытый диалог» Шамиль Курамагомедов, также пообщавшийся с «Молодежкой», поделился мнением о сочетании «кнута и пряника» в отношении родителей к детям:
«Хорошие поступки ребенка нужно поощрять, хвалить его за это, закреплять настрой и дальше совершать их. За плохое – порицать. Имам Газали говорил, что наказание для ребенка — это как удобрение для растений.
Как именно повлиять на своего ребенка, какие методы успешны в случае с конкретным Мурадом или Зауром, — это родители знают сами. Люди годами живут бок о бок, видят сильные и слабые стороны своих детей, знают, какие струнки, так сказать, в них затронуть…
Но общий подход: ребенок не должен расти в атмосфере безнаказанности и безответственности. Мы же видим, что происходит в обществе. Видим, как участились конфликты. Как легко их провоцируют молодые люди, как готовы в эмоциональной вспышке достать нож и убить другого человека. Например, своего одноклассника…
Институт семьи постепенно расшатывается. Былые ценности (допустим, нужно спокойно, а не грубо огрызаясь, выслушивать замечания старших) уходят в прошлое. И сегодня мы особенно нуждаемся в возрождении наших традиционных ценностей, духовности, этики, уважения друг к друга, нравственных норм ислама (в правильном его понимании!).»
В зоне риска
А аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной сети и в интернете Сергей Венцель в интервью «Молодежке» сказал о своем понимании «зоны риска»:
«Чаще всего жертвами пропагандистского воздействия становятся люди с несформировавшейся гражданской позицией, радикальным мышлением, неустойчивой психикой. У таких людей не всегда развито критическое мышление».
Он также обратился с рекомендациями к родителям: «Старайтесь установить доверительные отношения с детьми, старайтесь их поддерживать не только в трудные минуты. Также старайтесь изучать актуальные явления, в том числе в интернете. Важно держать руку на пульсе».